Доступность компьютерной техники и пользования сетью Интернет добавляет проблем. Поэтому в профилактической работе с обучающимися и с родителями необходимо делать упор на объяснение не только плюсов, но и минусов глобальной сети.
Но IT-технологии не стоят на месте и уже сегодня практически у каждого есть под рукой хотя бы одно устройство с доступом в Интернет. В настоящее время, по мнению социологов, россияне, например, проводят в Интернете не менее трех часов ежедневно.
Развитие и распространение Интернета дало много положительных возможностей:
- широкие возможности поиска информации
- коммуникативные возможности
- развлекательные возможности
Однако, в то же время Интернет принес и много опасностей. Это различные виды мошенничеств:
- фишинг (получение незаконного доступа к паролям);
- вишинг (выманивание конфиденциальной информации у держателя платежной карты);
- фарминг (скрытое перенаправление на ложные сайты);
- мошеннические интернет-магазины и др.
Развитие интерент-зависимостей разного рода также одна из опасностей сети Интернет.
Получили активное развитие такие негативные направления (в том числе преступные), как:
- буллинг (кибербуллинг — преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов.)
- груминг – установление дружеского и эмоционального контакта с ребенком в интернете для его дальнейшей сексуальной эксплуатации.
- вовлечение в группы деструктивной направленности: тоталитарные секты религиозной или экстремистской направленности, группы, доводящие до аутоагрессии (суицида), так называемые «группы смерти», которые в настоящее время стали огромной мировой проблемой. Их аудитория – дети, которые после систематического посещения сообществ решаются на самоубийство.
Профилактическая и просветительская работа в этом направлении сейчас является особо значимой. С обучающимися необходимо проводить беседы, диспуты, творческие конкурсы, приглашать специалистов. Цель данной работы – обеспечение информационной безопасности, предупреждение рисков вовлечения обучающихся в противоправную деятельность, информирование о негативных проявлениях в сети Интернет, способах мошенничества, (предупрежден-вооружен), объяснения истинных причин создания деструктивных групп; привлечения внимания к положительным возможностям сети, например сайтам, позволяющим развиваться, образовываться.
К сожалению, в нашем обществе еще слабо развиты основы кибербезопасности. Нет такого предмета в процессе обучения. Поэтому главная задача сегодня для общества, педагогов и родителей в том числе – обеспечение безопасности детей, которые не всегда способны правильно оценить степень угрозы информации, которую они воспринимают или передают. А задача молодых – быть грамотнее, критичнее, больше читать научную информацию и качественную художественную литературу, а так же знать и выполнять основы кибербезопасности.