МБОУ "Гимназия № 34 при УлГУ"
город Ульяновск
  • Информационная безопасность

    В современной школе информация, информационная инфраструктура – один из главных компонентов учебного процесса. Учебные классы оснащены компьютерной техникой и её качественное бесперебойное функционирование существенно определяет качество полученных знаний, способствует формированию профессиональных компетенций учащихся.

    Проблема информационной безопасности образовательного учреждения, школьников в ней – одна из самых актуальных на современном этапе. Растёт количество угроз из Интернета, изменяется нормативно-правовая база, соответственно реалиям времени меняются и методы обеспечения информационной безопасности учебного процесса.

    Рекомендации по организации работы в информационном пространстве:

    •     Желательно выработать оптимальный алгоритм поиска информации в сети Интернет, что значительно сократит время и силы, затраченные на поиск.
    •     Заранее установить временный лимит (2-3 часа) работы в информационном пространстве (просмотр телепередачи, чтение, Интернет).
    •     Во время работы необходимо делать перерыв на 5-10 минут для снятия физического напряжения и зрительной нагрузки.
    •     Работать в хорошо проветренном помещении, при оптимальном освещении и в удобной позе.
    •     Не стоит легкомысленно обращаться со спам-письмами и заходить на небезопасные веб-сайты. Для интернет-преступников вы становитесь лёгкой добычей.
    •     При регистрации в социальных сетях, не указывайте свои персональные данные, например: адрес или день рождения.
    •     Не используйте в логине или пароле персональные данные.
    •     Создайте собственный профиль на компьютере, чтобы обезопасить информацию, хранящуюся на нем.
    •     Не забывайте, что факты, о которых вы узнаете в Интернете, нужно очень хорошо проверить, если выбудете использовать их в своей домашней работе. Целесообразно сравнить три источника информации, прежде чем решить, каким источникам можно доверять.
    •     О достоверности информации, помещенной на сайте можно судить по самому сайту, узнав об авторах сайта.
    •     Размещая информацию о себе, своих близких и знакомых на страницах социальных сетей, спросите предварительно разрешение у тех, о ком будет эта информация.
    •     Не следует размещать на страницах веб-сайтов свои фотографии и фотографии своих близких и знакомых, за которые вам потом может быть стыдно.
    •     Соблюдайте правила этики при общении в Интернете: грубость провоцирует других на такое же поведение.
    •     Используя в своей работе материал, взятый из информационного источника (книга, периодическая печать, Интернет), следует указать этот источник информации или сделать на него ссылку, если материал был вами переработан.

    Противодействие преступлениям, совершаемым с использованием информационных технологий

    Памятки по безопасному поведению в Интернете для обучающихся

       1.Как защититься от компьютерных вирусов
       2.Как безопасно пользоваться сетью Wi-Fi
       3.Как безопасно общаться в социальных сетях
       4.Как безопасно расплачиваться электронными деньгами
       5.Как безопасно пользоваться электронной почтой
       6.Как защититься от кибербуллинга
       7.Как безопасно пользоваться смартфоном, планшетом
       8.Как безопасно играть online
       9.Как защититься от фишинга
       10.Как защищать свою цифровую репутацию
       11.Что такое авторское право
       12. Памятка по кибербезопасности для несовершеннолетних
       13. Как защититься от интернет-угроз
       14. Управление "К" предупреждает: Будьте осторожны и внимательны!

    Найдено: 14

    Детские безопасные сайты

    https://ligainternet.ru/ - Лига  Безопасного Интернета. Сайт посвящен проблеме безопасной, корректной и комфортной работы в Интернете. А конкретнее – он занимаемся Интернет-угрозами и эффективным противодействием им в отношении пользователей. Центр был создан в 2008 году под названием «Национальный узел Интернет-безопасности в России».
    https://digital-likbez.datalesson.ru/
    - Информационные материалы по профилактике мошенничества в цифровой среде. Цифровой ликбез — просветительский проект, который поможет повысить цифровую грамотность и узнать больше о кибербезопасности в сети. Видеоролики для детей и взрослых от ведущих цифровых компаний-лидеров: VK, Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее», «Почта России», «Лаборатория Касперского».
    http://www.fid.su/projects/detionline/ - Линия помощи «Дети онлайн». Оказание психологической и практической помощи детям и подросткам, которые столкнулись с опасностью или негативной ситуацией во время пользования интернетом или мобильной связью. Линия помощи «Дети онлайн» является первым и единственным такого рода проектом в России и реализуется в рамках Года Безопасного Интернета в России.
    http://www.nedopusti.ru/ - социальный проект по защите прав детей    «Не допусти» — социальный проект по защите детей от похищений, сексуальной эксплуатации и жестокого обращения реализуется с августа 2009 года. Организаторы проекта: Общественная палата РФ, РОЦИТ (Региональная Общественная Организация «Центр Интернет-технологий»), Межрегиональная правозащитная общественная организация «Сопротивление».
    http://www.e-parta.ru/ - Блог школьного «Всезнайки» — это ленты новостей по всем школьным предметам, виртуальные экскурсии, психологические и юридические советы по проблемам в школе и на улице, учебные видео-фильмы, обзоры лучших ресурсов Всемирной паутины.
    http://mults.info/ - Каталог короткометражных мультфильмов и ссылка на каталог аудиосказок

    https://zoomag.info/ - Сайт, посвященный животным. Тут публикуются как энциклопедические справки, так и новости и просто веселые картинки по теме. Незаменим для подготовки школьных проектов.
    https://pro100hobbi.ru/ - Про хобби просто. На сайте агрегируется информация о различных мастер-классах и хобби, выкладываются разнообразнейшие инструкции по созданию разных необычных вещей своими руками.
    https://zateevo.info/ - Портал для школьников и родителей детей любого возраста. Учащиеся найдут здесь массу справочной информации, интересные статьи и факты, а для родителей здесь имеется масса тренингов и разделов, рассказывающих и в какой кружок отдать младшеклассника.
    http://umniki.ru/ - Сайт телепередачи «Умники и Умницы». Как и сама передача, в первую очередь рассчитан на одаренных старшеклассников, готовых расширять свою базу знаний и состязаться с такими же вундеркиндами за шанс обучаться в одном из престижнейших вузов России.
    http://detionline.com/ - Сайт "Дети России ОНЛАЙН".

    Родителям

    Педагогам

    Доступность компьютерной техники и пользования сетью Интернет добавляет проблем. Поэтому в профилактической работе с обучающимися и с родителями необходимо делать упор на объяснение не только плюсов, но и минусов глобальной сети.
    Но IT-технологии не стоят на месте и уже сегодня практически у каждого есть под рукой хотя бы одно устройство с доступом в Интернет. В настоящее время, по мнению социологов, россияне, например, проводят в Интернете не менее трех часов ежедневно.
    Развитие и распространение Интернета дало много положительных возможностей:

    • широкие возможности поиска информации
    • коммуникативные возможности
    • развлекательные возможности

    Однако, в то же время Интернет принес и много опасностей. Это различные виды мошенничеств:

    • фишинг (получение незаконного доступа к паролям);
    •  вишинг (выманивание конфиденциальной информации у держателя платежной карты);
    •  фарминг (скрытое перенаправление на ложные сайты);
    •  мошеннические интернет-магазины и др.

    Развитие интерент-зависимостей разного рода также одна из опасностей сети Интернет.

    Получили активное развитие такие негативные направления (в том числе преступные), как:

    •  буллинг (кибербуллинг — преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов.)
    •  груминг – установление дружеского и эмоционального контакта с ребенком в интернете для его дальнейшей сексуальной эксплуатации.
    •  вовлечение в группы деструктивной направленности: тоталитарные секты религиозной или экстремистской направленности, группы, доводящие до аутоагрессии (суицида), так называемые «группы смерти», которые в настоящее время стали огромной мировой проблемой. Их аудитория – дети, которые после систематического посещения сообществ решаются на самоубийство.

    Профилактическая и просветительская работа в этом направлении сейчас является особо значимой. С обучающимися необходимо проводить беседы, диспуты, творческие конкурсы, приглашать специалистов. Цель данной работы – обеспечение информационной безопасности, предупреждение рисков вовлечения обучающихся в противоправную деятельность, информирование о негативных проявлениях в сети Интернет, способах мошенничества, (предупрежден-вооружен), объяснения истинных причин создания деструктивных групп; привлечения внимания к положительным возможностям сети, например сайтам, позволяющим развиваться, образовываться.

    К сожалению, в нашем обществе еще слабо развиты основы кибербезопасности. Нет такого предмета в процессе обучения. Поэтому главная задача сегодня для общества, педагогов и родителей в том числе – обеспечение безопасности детей, которые не всегда способны правильно оценить степень угрозы информации, которую они воспринимают или передают. А задача молодых – быть грамотнее, критичнее, больше читать научную информацию и качественную художественную литературу, а так же знать и выполнять основы кибербезопасности.

    Методические и справочные материалы

    Основы кибербезопасности. Курс для средних школ. 2 - 11 классы

    Модули курса:
    1. Общие сведения о безопасности ПК и Интернета.
    2. Техника безопасности и экология.
    3. Проблемы Интернет-зависимости.
    4. Методы обеспечения безопасности ПК и Интернета. Вирусы и антивирусы.
    5. Мошеннические действия в Интернете. Киберпрестурления.
    6. Сетевой этикет. Психология и сеть.
    7. Правовые аспекты киберпространства.
    8. Государственная политика в области кибербезопасности.

    Медиаграмотность

    Первая часть пособия «Медиаграмотность: жизнь в медиамире» рассказывает 
    об универсальных и эффективных способах работы с информацией разного 
    уровня. Это и понимание новостных и информационных сообщений 
    СМИ, и социальных медиа, умение эффективно и безопасно находиться 
    в информационной среде социальных сетей, находить и критически 
    осмысливать источники информации, работать с электронными финансами, 
    противостоять угрозам глобальной медиасферы. Кроме этого, в пособии 
    уделяется особое внимание проблеме детского интернета и «родительского 
    контроля» над медиаповедением детей и подростков.

    Методические и справочные материалы

    Материалы к урокам безопасного интернета

    • Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет(2016)
    • Методические рекомендации по проведению в общеобразовательных организациях РФ тематических уроков, посвященных вопросам безопасности в сети Интернет (2014)
    • Методические рекомендации по организации и проведению в общеобразовательных организациях Российской Федерации тематического урока, посвященного Интернет- безопасности детей (2015)
    • Методические рекомендации по основам информационной безопасности для обучающихся общеобразовательных организаций с учетом информационных, потребительских, технических и коммуникативных аспектов информационной безопасности.
    • Безопасный Интернет

    Документы не выбраны

    Проекты Фонда развития Интернет

    Проекты, реализуемые Фондом, направлены на содействие развитию Интернета, как безопасного пространства для детей и подростков, на формирование способности и готовности представителей разных поколений в полной мере использовать все возможности современных цифровых технологий.

    Подробнее о проектах:

    Линия помощи «Дети онлайн» — служба телефонного и онлайн консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования интернета и мобильной связи. На Линии помощи профессиональную психологическую и информационную поддержку оказывают психологи факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова и Фонда Развития Интернет.

    Журнал «Дети в информационном обществе» — ежеквартальный научно-публицистический журнал, издается с 2009 года при научной поддержке Факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова и Федерального института развития образования Министерства образования и науки РФ. Журнал посвящен актуальным вопросам влияния современных инфокоммуникационных технологий на образ жизни, воспитание и личностное становление подрастающих поколений.

    Исследования Фонда Развития Интернет посвящены изучению психологии цифрового поколения России. Особое внимание уделяется проблемам безопасности детей и подростков в интернете. С какими интернет-угрозами сталкиваются дети и подростки России в сети и как их воспринимают? Насколько опасно отечественное киберпространство? Каковы способы защиты детей и подростков от рисков и опасностей глобально «паутины»? Исследования затрагивают важнейшие вопросы современного этапа развития информационного общества в России, на которые необходимо обратить внимание специалистам, исследователям, родителям и педагогам.

    Дополнительные методические материалы

    Памятка педагогам по обеспечению информационной безопасности обучающихся

    1. Объясните учащимся правила поведения в Интернете. Расскажите о мерах, принимаемых к нарушителям, ответственности за нарушение правил поведения в сети.
    2. Совместно с учащимися сформулируйте правила поведения в случае нарушения их прав в Интернете.
    3. Приучайте несовершеннолетних уважать права других людей в Интернете. Объясните им смысл понятия «авторское право», расскажите об ответственности за нарушение авторских прав.
    4. Проявляйте интерес к «виртуальной» жизни своих учеников, и при необходимости сообщайте родителям о проблемах их детей.
    5. Научите учеников внимательно относиться к информации, получаемой из Интернета. Формируйте представление о достоверной и недостоверной информации. Наставайте на посещении проверенных сайтов.
    6. Обеспечьте профилактику интернет-зависимости учащихся через вовлечение детей в различные внеклассные мероприятия в реальной жизни (посещение театров, музеев, участие в играх, соревнованиях), чтобы показать, что реальная жизнь намного интереснее виртуальной.
    7. Периодически совместно с учащимися анализируйте их занятость и организацию досуга, целесообразность и необходимость использования ими ресурсов сети для учебы и отдыха с целью профилактики интернет-зависимости и обсуждайте с родителями результаты своих наблюдений.
    8. В случае возникновения проблем, связанных с Интернет-зависимостью, своевременно доводите информацию до сведения родителей, привлекайте к работе с учащимися и их родителями психолога, социального педагога.
    9. Проводите мероприятия, на которых рассказывайте о явлении Интернет-зависимости, ее признаках, способах преодоления.
    10. Систематически повышайте свою квалификацию в области информационно-коммуникационных технологий, а также по вопросам здоровьесбережения.
    11. Станьте примером для своих учеников. Соблюдайте законодательство в области защиты персональных данных и информационной безопасности. Рационально относитесь к своему здоровью. Разумно используйте в своей жизни возможности интернета и мобильных сетей.

    Фотографии о информационной безопасности

    Документы

    • Все документы
    • Защита персональных данных
    • Локальные нормативные акты
    • Положение
    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie